ТЕРАПЕВТ VS КЛИЕНТ
Небольшая заметка о том, какими навыками часто должен обладать терапевт, чтобы обходить психологические защиты клиента
В девятом классе я чуть было не получил 1-ый разряд по шахматам. С тех пор я не сыграл ни одной игры, но в последнее время психологический сеанс мне все больше и больше напоминает шахматную партию, в которой (как бы странно это не звучало) терапевт должен обыграть клиента. Правильнее сказать, он должен выиграть не у самого клиента, а у защитных механизмов его психики.

В некоторых случаях сделать это можно легко: клиент позволяет поставить себе «детский мат», понимая, что его поражение в этой партии означает победу в ней (выражаясь словами Довлатова, он «одерживает поражение») и партия заканчивается так и не начавшись. После подобного сеанса на свете больше нет человека настолько довольного своим проигрышем.

В других же случаях защитные механизмы, подобно крепости окружившие ту или иную психологическую проблему, овладевают разумом клиента и он неосознанно начинает делать сложные ходы, требующие от терапевта навыков гроссмейстера и доброй, но все же хитрости, которые должны «взломать» стратегию противника. Каждый поставленный «шах» в таких случаях сопровождается бурной реакцией разрываемого противоречиями клиента: с одной стороны, он жаждет изменений, с другой – что-то внутри него, пытаясь сохранить стабильность, сопротивляется им. И подобно тому как и в шахматах соперник с меньшим разрядом очень редко выйгрывает соперника с более высоким, в психологии терапевт низкого класса не может обыграть хитрую, наученную тысячелетней эволюцией психику.

По большому счету, самая сложная задача в работе с клиентом – подобно хакеру, взломать сеть защитных механизмов психики, не позволяющих получить доступ непосредственно к самой проблеме (проработка уже оголённой травмы (проблемы) не так сложна и трудозатратна). Только точное понимание устройства психики (а не сказки романтиков-псевдопсихологов) может помочь терапевту справиться с этой задачей.
Смотрите также:
Made on
Tilda